ПРОГРАММА психолого-педагогической коррекции детей- инвалидов и их родителей «Посмотри глазами радости»

Cкачать: ms-word

ПРОГРАММА

психолого-педагогической коррекции детей- инвалидов

и их родителей «Посмотри глазами радости»

 
  1. Пояснительная записка
  Программа предназначена для занятий в сенсорной комнате ГБУСО «Александровский комплексный центр социального обслуживания населения», как инновационный метод психолого-педагогической коррекции детей инвалидов и их родителей. Сенсорная комната – это организованная окружающая среда, которая состоит из множества стимулов, воздействующих на органы зрения, слуха, осязания, вестибулярного аппарата, двигательные функции. Сочетание всех стимулов позволяет оказывать воздействие на психическое и эмоциональное состояние ребенка – тонизирующее, стимулирующее, укрепляющее, восстанавливающее, успокаивающее, расслабляющее.  А так же нахождение в сенсорной комнате стимулирует различные органы чувств у людей с задержками психического развития, нарушениями процессов сознания, заболеваниями опорно-двигательного аппарата, ДЦП и другими болезнями и патологиями.  Сенсорная комната помогает снимать мышечное и психоэмоциональное напряжение, активизировать функции ЦНС в условиях обогащенной мультисенсорной среды. Она создает ощущение безопасности и защищенности, положительный эмоциональный фон, снижает беспокойство и агрессивность, снимает нервное возбуждение и тревожность, активизирует мозговую деятельность. Это комфортная обстановка, сохраняющая и укрепляющая здоровье детей. Особенностью сенсорной комнаты являются загадочные и сказочные эффекты множества предметов, света и звука. Мягкие кресла и сухой бассейн способствуют освоению и совершенствованию двигательных навыков. Световые приборы оказывают приятное расслабляющее воздействие. Программа «Посмотри глазами радости» состоит как из релаксационных занятий, так и из развивающих. Занятия различаются по сложности и насыщенности, что позволяет использовать их в работе с детьми и подростками, имеющими различные отклонения развития. Периодическое и многократное посещение ребенком сенсорной комнаты позволяет решать многие задачи его реабилитации.  
  1. Цель программы
  Психолого-педагогическая коррекция детей- инвалидов и их родителей отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья ГБУСО «Александровский комплексный центр социального обслуживания населения».  
  1. Задачи программы
  Улучшение эмоционального состояния Снижение беспокойства, тревоги и агрессии Создание чувства безопасности и защищенности Развитие воображения, сенсомоторных навыков и творческих способностей детей и подростков Повышение активности и самостоятельности Формирование и коррекция нарушения в общении детей и подростков Умение выражать свои чувства и понимать чувства окружающих Развитие восприятия формы, величины, цвета, пространства, движений, целостного образа предметов Расширение познавательной сферы, игровой активности.  
  1. Материально-техническое оборудование сенсорной комнаты
  Кресла-пуфики с гранулами — позволяет снять излишнюю напряженность, успокоиться, принять удобную для наблюдения позу. Поверхность пуфика способствует тактильной стимуляции соприкасающихся с ним частей тела. Легкие гранулы оказывают мягкое приятное воздействие и способствуют лучшему расслаблению за счет легкого точечного массажа.   Оптико-волоконный пучок «Звездный дождь» — свет, который можно держать, трогать, обнимать и чувствовать! Придает визуальную, тактильную стимуляцию. Развивает чувство спокойствия и благополучия.   Зеркальный шар и проектор — восприятие свето-эффектов, производимых данным прибором, развивает зрительное восприятие, воображение, снижает уровень тревожности, способствует психоэмоциональному комфорту во время занятий и отдыха.   Фибероптический модуль «Гроза разноцветная» — изделие уместно как в игровой зоне, так и в зоне «Релакс». Способствует развитию фантазии, восстановлению зрения, развивает тактильные ощущения и моторику.   Воздушно-пузырьковая колонна с основанием и зеркалами – основной и неотъемлемый элемент темной сенсорной комнаты. Она эффективна для стимуляции зрительных и тактильных ощущений. Безопасное угловое зеркало, помещенное за пузырьковой колонной, визуально увеличивает пространство, а мягкая платформа, окружающая колонну, позволяет удобно расположиться рядом и ощущать тактильно, и зрительно ее благотворное терапевтическое воздействие: успокоиться, расслабиться, настроиться на позитивное взаимодействие с окружающей средой.   Сухой интерактивный бассейн — используется как для релаксации, так и для активных игр. Лежа в бассейне, ребенок может принять позу, которая соответствует состоянию его мышечного тонуса, и расслабиться. При этом постоянный контакт всей поверхности тела с шариками дает возможность лучше почувствовать свое тело и создает мягкий массажный эффект, обеспечивая глубокую мышечную релаксацию. Мягкие стенки бассейна и пластмассовые шарики служат безопасной опорой для тела, что особенно важно для детей с двигательными нарушениями. Такое воздействие способствует снижению уровня психоэмоционального напряжения и коррекции уровня тревожности. В бассейне можно двигаться, менять положение тела, «плавать» в шариках. Такие действия способствуют развитию координации движений в пространстве. Если на бассейн направить источник меняющегося света, то в его лучах меняется и цвет шариков, что стимулирует зрительные ощущения и восприятия ребенка.   Напольная сенсорно – направлена на развитие рецепторов стопы, тактильного восприятия, координации движений, профилактика плоскостопия, стимуляция работы внутренних органов.   Детский игровой терминал «Солнышко» с комплектом дидактических материалов — сенсорный игровой терминал с красочными интерактивными играми, к которому прилагается дидактический материал для проведения игр и игровых упражнений в трехмерном пространстве: «Язык жестов и мимики» «Окружающий мир» «Моторика и конструирование» «Изодеятельность» «Математические представления» «Развитие речи и обучение грамоте» «Развитие мышления»   Акустическая настенная тактильная панель — она сочетает в себе функции тактильной, звуковой, зрительной стимуляции,  развивает мелкую моторику и игровую терапию.   Планшет SD Sand Driwe (песочница) — техника рисования песком на стекле развивает детскую фантазию, умение быстро менять привычные формы, создавать метаморфозы. Также развивается абстрактное мышление, пространственное восприятие, фантазия, воображение, человек начинает мыслить шире. Кроме того, благодаря тому, что во время рисования на песке задействованы руки, технически они начинают работать на одной волне с мозгом. Это позволяет успокоиться, обрести некий баланс, что в дальнейшем влияет на более слаженное выполнение любых действий.   Юнгианская песочница — взаимодействуя с песком в процессе игр, ребенок получает свой первый опыт рефлексии (самоанализа), он учится распознавать и идентифицировать свои ощущения, развивается мелкая моторика рук. Когда ребенок пытается проговаривать свои ощущения, происходит развитие речи, мышления, поэтому значение песочной терапии трудно переоценить. Психотерапевтическая работа позволяет решать диагностические, коррекционные, терапевтические, творческого развития задачи.  
  1. Методы работы в сенсорной комнате
 
  • игры и игровые упражнения;
  • релаксационные упражнения;
  • беседы и сказкотерапия;
  • наблюдение;
  • музыкотерапия и дыхательные упражнения.
 
  1. Структура занятий
  2. Ритуал начала занятия;
  3. Игровое задание на развитие психических процессов;
  4. Релаксационное упражнение, позволяющее детям расслабиться, снять мышечное и психоэмоциональное напряжение;
  5. Ритуал окончания занятия.
  Занятия проводятся индивидуально, либо с малой группой детей (2-3 ребенка, в зависимости от тяжести диагноза и имеющихся нарушений). Продолжительность группового занятия – 30-40 минут. Продолжительность индивидуального занятия 20-25 мин.  
  1. Ожидаемые результаты
  Общее психофизиологическое развитие:
  • развитие физиологических, возрастных, психоэмоциональных, интеллектуальных и речевых функций;
  • активизация мышления;
  • повышение иммунитета;
  • улучшение соматического здоровья;
  • коррекция эмоционального состояния;
  • активизация деятельности;
  • нормализация сна;
  • развитие мелкой моторики
  Эмоциональное развитие:
  • обогащение эмоционального опыта;
  • преодоление страхов; коррекция уровня тревожности и
агрессивности; 
  • стимуляция приятных и эстетических значимых
     переживаний;
  • формирование эмоционально спокойного состояния,
способствующее снятию негативных эмоций и состояний;
  • формирование коммуникативных навыков у детей;
  • коррекция девиантного поведения;
  Социальное развитие:
  • формирование личностной ориентации;
  • формирование способностей осознания и переживания: успехи-неуспехи, результаты деятельности;
  • проекция общественных взаимодействий;
  • развитие социальных норм поведения;
  • ориентация ребенка на взрослого как на источник социального опыта;
  • формирование организационных умений;
  • развитие умения переносить освоенные навыки в незнакомую ситуацию;
  • осмысление несложных конструкций, отражающих общественные правила, нормы общения и поведения в обществе;
  • освоению теоретических знаний посредством обогащения чувственного опыта;
  • формирование и развитие творческих способностей;
  • формирование развития самосознания, самоконтроля, способности адекватного отношения к себе и окружающим;
  • формирование правильное поведения в коллективе.
 
  1. Тематическое планирование
  Содержание занятий Занятие №1.
  1. Ритуал начала занятия «Добрые пожелания»
  2. Игровые задания «Таинственный остров»
  3. Релаксационное упражнение «Спокойствие»
  4. Ритуал окончания занятия
  Занятие №2.
  1. Ритуал начала занятия «Веселое приветствие»
  2. Игровые задания «Танцуем вместе с пузырьками»
  3. Релаксационное упражнение «Летняя ночь»
  4. Ритуал окончания занятия
  Занятие №3.
  1. Ритуал начала занятия «Дружба начинается с улыбки»
  2. Игровые задания « Сказкотерапия»
  3. Релаксационное упражнение «Радуга»
  4. Ритуал окончания занятия
  Занятие №4.
  1. Ритуал начала занятия «Цветок – имя»
  2. Игровые задания «Коса»
  3. Релаксационное упражнение «Полет в космос»
  4. Ритуал окончания занятия
  Занятие №5.
  1. Ритуал начала занятия «Солнечные лучики»
  2. Игровые задания «Сокровища на дне океана»
  3. Релаксационное упражнение «Рыбки»
  4. Ритуал окончания занятия
  Занятие №6.
  1. Ритуал начала занятия «Что за чудо — чудеса»
  2. Игровые задания «Волшебный мостик»
  3. Релаксационное упражнение «Веселые мордашки»
  4. Ритуал окончания занятия
  Занятие №7.
  1. Ритуал начала занятия «Комплименты»
  2. Игровые задания «Кулачки»
  3. Релаксационное упражнение «Снежинки»
  4. Ритуал окончания занятия
  Занятие №8.
  1. Ритуал начала занятия «Давайте поздороваемся»
  2. Игровые задания «Веселый бассейн»
  3. Релаксационное упражнение «Воздушные шарики»
  4. Ритуал окончания занятия
  Занятие №9.
  1. Ритуал начала занятия «Как тебя зовут»
  2. Игровые задания «Ловим глазками»
  3. Релаксационное упражнение «Водопад»
  4. Ритуал окончания занятия
  Занятие №10.
  1. Ритуал начала занятия «Как тебя зовут»
  2. Игровые задания «Поймай святящегося зайчика»
  3. Релаксационное упражнение «Летать как птичка»
  4. Ритуал окончания занятия
  Занятие №11
  1. Ритуал начала занятия
  2. Игровые задания «ХА!»
  3. Релаксационное упражнение «Ручки отдыхают»
  4. Ритуал окончания занятия
  Занятие №12
  1. Ритуал начала занятия
  2. Игровые задания «Побеждаем злость и гнев»
  3. Релаксационное упражнение «Тихая ночь»
  4. Ритуал окончания занятия
  Занятие №13
  1. Ритуал начала занятия
  2. Игровые задания «Выбиваем пыль!»
  3. Релаксационное упражнение «Визуализация»
  4. Ритуал окончания занятия
Занятие №14
  1. Ритуал начала занятия
  2. Игровые задания «Непоседа»
  3. Релаксационное упражнение «Круг силы»
  4. Ритуал окончания занятия
  Занятие №15
  1. Ритуал начала занятия
  2. Игровые задания «У страха глаза велики!»
  3. Релаксационное упражнение «Облака»
  4. Ритуал окончания занятия
  Занятие №16
  1. Ритуал начала занятия
  2. Игровые задания «Зеркало»
  3. Релаксационное упражнение «Ручеёк»
  4. Ритуал окончания занятия